khabargeo.ucoz.ru Воскресенье, 21.10.2018
Географическое образование в Хабаровском крае

Меню сайта
Категории каталога
Уроки в 6 классе [0]
Уроки в 7 классе [0]
Уроки в 8 классе [1]
Уроки в 9 классе [0]
Уроки в 10-11кл. (базовый уровень ) [0]
Уроки в 10-11 кл. (профиль) [0]
Элективные курсы (факультативы) [0]
Предметная неделя [0]
Олимпиады [0]
Туристические прогулки и походы [0]
Начало » Статьи » Уроки в 8 классе

Проектная деятельность - как метод обучения на уроках географии. Методика сотрудничества
Методика сотрудничества.
Идея использования этого метода возникла почти одновременно с идеей метода проектов, а затем была детально разработана тремя группами американских педагогов из института Джона Хопкинса, университета Миннесота и педагогами из Калифорнии. Позже обучение в сотрудничестве в Израиле и в Европе стали ассоциировать с проектной деятельностью на уроках этот метод хорошо отражает и современный личностно ориентированный подход.
Очень важен приобретенный таким образом эффект социализации, формирование коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться,
творить, всегда быть готовым прийти друг другу на помощь. Часто можно заметить, что совместная деятельность сближает учеников и учителя, учеников между собой. Они становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы. А это уже успехи нравственного воспитания.
Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
В своей работе методику сотрудничества использую постоянно. Она позволяет учащимся стать активными участниками учебного процесса, сознательно участвовать в усвоении знаний. Сотрудничество проходит через все методы и методические приемы в моей работе, но самым высоким его уровнем стала работа с лаборантами.
Их выбирают в начале года, предлагая тех, чьи знания по географии не вызывают сомнения, тех кому доверяют.
Обычно в классе их бывает 2-4.Лаборант – доверенное лицо, мой заместитель в классе и консультант по предмету. Они приходят в класс первыми, готовят оборудование к уроку вместе со мной, а иногда самостоятельно выбирают его по готовому списку. Они даже без меня пригласят учащихся в класс за 5 минут до звонка и проследят за порядком.
Лаборанты имеют право на проверку ведения тетрадей и даже некоторых практических работ по образцу или вместе со мной. Они консультируют учащихся по предмету, если нужна помощь.
Лаборанты есть во всех классах, они составляют совет кабинета. Все они собираются не часто, обычно при подготовке крупных мероприятий для всей школы. Особенно много у них работы в мае, когда во всех классах они проводят зачет по карте. Для этого составлены специальные билеты, куда входит географическая номенклатура за весь курс. Участие в приеме зачетов делает работу лаборантов престижной и желанной для многих. Она позволяет ребятам проявлять не только знания, но и организаторские способности. Многие выполняют эту работу не один год. И уже закончив курс географии, часто не против принять участие в зачете.

3. Этапы работы над проектом
Учитель Этапы Учащиеся
1 этап – погружение в проект
Формулирует:
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель и задачи. Осуществляют:
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2 этап - организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
- организовывать группы;
- распределить амплуа в группах;
- спланировать деятельность по решению задач проекта;
- возможные формы презентации результатов. Осуществляют:
- разбивку на группы;
- распределение ролей в группе;
- планирование работы;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
- консультирует учащихся по необходимости;
- ненавязчиво контролирует;
- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Работают самостоятельно:
- консультируются по необходимости;

- “добывают” недостающие знания;

- подготавливают презентацию результатов.
4 этап - презентация
Принимает отчет:
- обобщает и резюмирует полученные результаты;
- подводит итоги обучения;
- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.;
- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задач;
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы;
- рефлексию деятельности и результата;
- дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Примеры проектов в школьной практике
Деятельностный компонент играет очень важную роль в современном развивающем обучении. Для того чтобы лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии предлагаю рассмотреть в качестве примера проекты, которые неоднократно использованы мною на уроках географии.
Ролевая игра – конкурс проектов «Рациональное использование ресурсов Хабаровского края» для учащихся 8 класса (предполагает разработку групповых проектов во внеурочное время, а на уроке защиту их)

Цель игры:
 Способствовать закреплению знаний об основных компонентах и географии природных зон России и Хабаровского края,
 Развивать творческие способности, умение самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности,
 Воспитывать патриотические чувства, разбудить желание бережно и заботливо использовать биологические ресурсы своей страны и края.
Оборудование:
 Физическая карта Хабаровского края,
 Плакат «Рационально ли ты используешь…»,
 Рабочие тетради,
 Атласы России и атласы Хабаровского края,
 Проектная документация фирм:1.Прайс-лист проекта 2.Схема хозяйственных связей 3.Рекламные проекты 4.Финансовый отчет фирмы, зачетная карточка учащегося 5.Тестовое задание, выполненное дома (сдается перед уроком.)

Ход урока:
I. Оргмомент 5 мин
II. Итоги домашнего задания 3 мин
III. Защита проектов 30 мин (310)
IV. Итог урока
V. Заключение

I. Оргмомент.
Вступление: Здравствуйте ребята! Сегодня наша задача – проверить свои знания по теме «Природные зоны» и умение работать в группах творчески, продемонстрировать навыки оценивания ответов. Мы проводим конкурс проектов на право рационального освоения ресурсов Хабаровского края. В игре примут участие представители трех коммерческих фирм: «Золотая тайга», «Кедр» и «Северный олень». Класс делится на три группы. Жюри конкурса (5 человек – лаборанты старших классов) будет оценивать каждый этапа конкурса и своевременно объявлять результаты. Помните, ваши знания – ваше богатство. Каждый балл, полученный вами, увеличивает финансовые возможности ваших фирм и ваши лично. Баллы, полученные за домашнее задание, ваш первоначальный капитал.
II. Итоги домашнего задания.
1. нанести на к/карту Хабаровского края границы
природных зон.
2. тест «Тундра»
3. задание «Установи связь»
Задания проверяются жюри непосредственно до урока. Набранные учащимися баллы объявляются. Учащиеся заносят их в свою зачетную карточку, а финансисты каждой фирмы суммируют их и вносят в финансовый отчет фирмы.
Жюри объявляет: бюджет фирмы «Кедр» составляет…….
бюджет фирмы «Северный олень» составляет……
бюджет фирмы «Золотая тайга» составляет…….
III. Защита проектов. Конкурс проектов на право освоения природных ресурсов Хабаровского края.
Учитель: знакомит с ПК Хабаровского края и причинами их разнообразия. Рассказывает о влиянии их на хозяйственную деятельность населения. Говорит о существующих вариантах их использования. «Богатство ресурсов природы и очень низкий уровень доходов населения – вот причина, которая заставляет нас искать новые, более рациональные формы использования. Предоставим слово присутствующим представителям фирм для защиты своих проектов».
В составе каждой фирмы имеется: генеральный директор, коммерческий директор, начальник проектного отдела, логистик, менеджер по рекламе и финансист.

Задание генеральному директору:
1. показать актуальность проекта,
2. показать природные богатства региона,
3. указать основные направления их использования.
Задание коммерческому директору:
1. показать какую выгоду принесет осуществление проекта для и края,
2. как повлияет на условия жизни местного населения.
Задание начальнику проектного отдела:
1. создать прайс-лист,
2. пользуясь прайс-листом познакомить с размещением элементов хозяйства,
3. сравнив с физической картой Хабаровского края, показать, как будут использованы элементы рельефа.
Задание логистику:
1. создать схему хозяйственных связей,
2. пользуясь схемой хоз.связей показать пути реализации производимой продукции.
Задание менеджеру по рекламе:
1. создать рекламные плакаты,
2. пользуясь ими, показать способы рекламы продукции или услуг, предоставляемых фирмой.
Задание финансисту:
1. Заносить баллы, назначенные фирме от жюри за каждый этап конкурса в финансовый отчет фирмы,
2. проставляет баллы, полученные выступающими в личные зачетные карточки.
Конкурс:
Фирма «Кедр» предоставляет проект рационального освоения участка хвойно-широколиственных лесов в районе им. Лазо.

Содержание: Богата и разнообразна природа, но ресурсы используются недостаточно, поэтому не хватает рабочих мест и низок социальный уровень жизни населения. Если здесь начать освоение биологических ресурсов, то есть
возможность. Строительство новых объектов даст рабочие места и закрепит население, покидающее здешние поселки.
Предлагается создать крупные пасеки, организовать центры по закупке дикоросов (кедровый орех, папоротник, грибы, виноград, лимонник, женьшень) и создать базы отдыха для туристов (использовать реки для организации сплавов на байдарках и спортивной рыбной ловли). Полученную продукцию сбывать речным путем и по железной дороге в города Хабаровского края и за рубеж (Китай, Япония).
Демонстрируют рекламные плакаты, которые разместят на телевидении. Данный проект поможет наполнить рынок края дикоросами, расширить рынок услуг для отдыха населения и сбережет биологические ресурсы края.
Фирма «Золотая тайга» представляет проект рационального освоения участка темно - хвойной тайги в Верхнебуреинском районе.
Содержание: Обладает богатейшими биологическими ресурсами: лес хвойных пород, промысловые животные, дикоросы. Чистые и богатые рыбой реки, но почти нет дорог, очень мало населения, поэтому ресурсы не востребованы. Освоение этой территории может способствовать рациональному использованию ресурсов, строительству новых населенных пунктов и в целом увеличен6ию краевого бюджета. В проекте предложено построить новые леспромхозы и готовить для продажи пиломатериалы, которые будет производить лесопильный завод, установленный на притоке реки Бурея. В местах вырубки лесов организовать лосиную ферму, которая будет использовать на корм вырастающие кустарники и поставлять мясо в рабочие поселки, а отходы на звероферму, выращивающую соболя и норку. В летнее время привлекать свободное население к сбору ягод (брусника, голубика) и грибов, для чего закупить оборудование небольшого консервного заводика. Первую прибыль потратим на возвращение банковских кредитов, а затем на строительство дорог. Считаем, что подобный проект позволит улучшить социальные условия для жителей нашего края.
Представляются проекты рекламы.
Фирма «Северный олень» представляет проект освоения участка светлохвойной тайги и горных тундр в Аяно-Майском районе.
Содержание: удивительно своеобразна природа этого региона. Она богата лесными ресурсами (лиственничные леса), промысловыми животными, ягодами (брусника, морошка голубика), рыбой (в т.ч. и лососевых пород), а кроме того отличается хорошими экологически чистыми пространствами. Но суровый климат и вечная мерзлота препятствуют расселению здесь человека, а отсутствие дорог делает его почти невозможным. Предлагаемый проект направлен на то, чтобы и эта часть территории края могла быть использована на благо населения. Предлагаем построить лесоперерабатывающий завод в низовьях р.Уды, поставлять к нему лиственницу, заготовленную на ближних участках светлохвойной тайги. Построить небольшой причал на берегу Охотского моря. Пиломатериалы поставлять в Магаданскую область (лесодефицитный район) морским путем и на экспорт в Японию и Китай. Кроме того, построить туристическую базу «Северный олень» на западном склоне Джугджура для любителей экстремального туризма, освоить горнолыжную трассу и принимать на тренировки команды горнолыжников. Построить фуникулер в сторону морского побережья, который будет служить подъемником для лыжников и средством доставки материалов и оборудования для туристической базы. Все оборудование будет получать электроэнергию от ветровой электростанции, установленной на вершине хр. Джугджур (там постоянные сильные ветры). К услугам туристов здесь охота по лицензиям, участие в настоящем сафари на оленьих упряжках в сопровождении местных охотников и этнографический музей. Он представлен настоящими жилищами местных жителей, которые продемонстрируют технологию изготовления национальной одежды и блюд местной кухни. Изделия из меха и шкурки пушных зверей вы сможете купить в подарок своим любимым. Реклама туризма может привлечь не только россиян, но и зарубежных туристов. Также экзотические условия и экологическая чистота встречается не часто. Считаем, что реализация этого проекта поможет предоставить работу местному населению, извлекать прибыль из рационального использования природных ресурсов и расширить возможности туристического бизнеса в Хабаровском крае.
IV. Итог урока.
Жюри подводит итоги конкурса, оценив уровень знаний о природе края и умение мыслить самостоятельно, творчески, применяя полученные знания.
Объявляется общая сумма набранных каждой командой баллов и выявляется фирма – победитель, которая получает гранд (30 баллов) за наиболее рациональный и разработанный проект. Члены фирмы делят его между собой, добавляя баллы в свои личные карточки.
Оценка за урок проставляется в карточке самостоятельно, пользуясь критерием оценивания, записанным на доске.
V. Заключение.

Учитель: Я благодарю вас за высокий уровень знаний, творчество и волю к победе. Богата и разнообразна природа нашей страны. Мы счастливы родиться и жить в крае, природа которого удивительно разнообразна. В недалеком будущем именно вам предстоит позаботиться о рациональном и бережном ее использовании. Велика и богата наша страна, но не бесконечны ее богатства.
Категория: Уроки в 8 классе | Добавил: morenko1 (14.07.2011)
Просмотров: 3792 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright Khabargeo.ucoz.ru © 2007
Используются технологии uCoz